Время работы:Пн-Пт 09-17
25.10.2014
376

Верный прогноз

 

Кто и как сюда попал, не имеет значения. Для одних – это будоражащая воображение романтика, для других – это бегство от обстоятельств или поиск себя самого. Но кто сюда приезжал, обязательно, хотя бы раз сюда возвращался. Многие связывали с Ямалом всю свою активную жизнь, и почти все, память в сердце -  навсегда. И эта благодатная земля платила людям тем же – околдовывала и завораживала, делясь с ними своими несметными сокровищами.

 

Здесь всё удивительно, очень тонкая грань между утром и вечером, весной, летом и осенью и очень резкое отличие лета и зимы. Зимы здесь суровые и безжалостные. Крепчайшие морозы, аж воздух звенит, а если оттепель, то со слепыми вьюгами и буранами. Протяни руку – пальцев не увидишь. Полгода  ночь, с чёрным бархатом неба с вкраплениями огромных ярких звёзд, и как ожерелье – подрагивающим и переливающимся, северным сиянием.

 

Осень и весна – неожиданные и такие стремительные, что и глазом  не успеваешь моргнуть, как всё изменилось. Лето нежное и ласковое с буйством красок и ароматом, неповторимых, по красоте цветов. Конечно, не без проблем, безветрие – это жара, как в бане, и мошкара да комарьё.

 

 Но это ненадолго, чуть подул ветерок и вновь повеет дивными запахами цветущей тундры. Все эти качества впитали в себя и люди этой прекрасной нежно-суровой земли – ненцы.

 

Есть в самом центре полуострова маленький посёлок  Сё-Яха. В те далёкие романтические семидесятые времена освоения Ямала, жизнь в посёлке была не из лёгких. Это сейчас – удобные светлые дома, большая школа, сеть магазинов, шикарный клуб, удобная и светлая больница, оснащённая по всем современным стандартам, центральное отопление, интернет. А тогда это, в лучшем случае, маленькие строения, в основном балки, продуваемые всеми ветрами, отапливаемые дровами и углём. Дрова заготавливали основательно, в навигацию и для посёлка и для тундры. Зимы, обычно, жестокие, но иногда и мягкие, даже дрова иногда оставались. Предсказать какая будет зима – дело нешуточное и серьёзное. Конечно, несомненным уважением в посёлке был Виктор Павлович Третьяков, ну к кому можно обратиться и подстраховать себя от неожиданностей, как не к начальнику метеостанции.

 

Николай Лачиевич Окотэтто постучавшись в дверь, степенно вошёл в комнату, где одев наушники, стучал морзянку Виктор Павлович. Бросив взгляд на вошедшего председателя сельского Совета, он кивнул на табурет, предлагая Лачиевичу присесть и подождать. Лачиевич, в общем, то и не шибко спешил. Основательно усевшись за столом, он  по привычке налил себе крепкого чая,  покряхтывая и вздыхая, стал пить чай.

 

Морзянка высоким дискантом билась в наушниках и пыталась поведать всему миру о тайнах природы и сюрпризах ямальского климата.

 

Сеанс радиосвязи длился минут двадцать. За это ремя Лачиевич выпил чашки три, изредка нарушая молчание глубокомысленной фразой.

 

- Дааааа…Хоросо… Букву  ш  ненцы просто не выговаривают, не получается и получается вместо сушки – суски, хорошо – хоросо, штаны – станы. Это всегда вызывает чувство трогательности и детской наивности.

- Как дела Лачиевич» - спросил Виктор Павлович снимая наушники.

- Нормально. Хоросо.  Ещё помолчали пару минут.

- Лачиевич, ты хотел что-то спросить

- Ну, сто тут…конесно…да…зима скоро.

 

В этом монологе вместилось и глубокое раздумье, и сомнение и размышление. Прошлая зима выдалась особенно суровой. Под конец зимы пришлось перелапатить горы снега, и доставать из-под сугробов залежавшиеся дрова. С большим трудом удалось дотянуть до тепла. А вдруг и эта зима будет такой же суровой? Нет, надо всё предусмотреть, и может ещё заказать кубов пятьдесят леса. Вот Лачиевич и дал задание хозбригаде, и она уже вторую неделю пилит и заготавливает дрова.

 

- Даааааа… - многозначительно протянул Лачиевич.

- Как ты думаесь, Виктор Павлович, какая будет зима. Сто у тебя там наука говорит?

 

Виктор Павлович встал из-за стола, почесал затылок, многозначительно помолчав, прошёлся взад вперёд по комнате. –Даааа…    протянул он в тон Лачиевичу и посмотрел в окно.

 

- Да ты знаешь Лачиевич, по всем признакам зима в этом году будет такая же.  Ничуть не теплее.

 

Лачиевич кряхтя, поднялся и, протянув своё многозначительное даааа…, как будто на него  навалилась тяжёлая ноша, пошёл к двери.

 

 Из соседней комнаты вошла жена Вера.

 

- Ты всё передал, а то вот последние данные я принесла.

- Передал, передал- о чём то – своём, думая сказал Павлович.

- А зачем Лачиевич приходил?

-  Да спрашивал, какая будет зима.

- Ну и что ты ответил?

- Такая же, как и прошлая.

- С чего ты взял?

- А вон посмотри в окно. На том берегу, ненцы дрова уже недели две заготавливают. Они лучше всяких наук знают, какая будет зима.                     

 

Е.Кумалагов

5 декабря  2013 года             

Возврат к списку