Мы продолжаем публикации в рубрике приуроченной 90-летию Ямало-Ненецкого автономного округа. В этом материале жизнь и судьба Александра Неляпина из землячества «Ямальский ветеран».
Я, родился в многодетной семье. После окончания восьмилетки поступил в Ставропольское строительное училище. Получил профессию столяра. В 1971 году призвали в армию, отслужив, вернулся на Ставрополье, но самой большой мечтой был север.
В 1978 году с семьей уехал на Ямал, в поселок Новый Порт Ямальского района. Устроился на работу в Новопортовский рыбозавод строителем. Строил дома, был рыбаком, успел потрудиться в ЖКХ начальником теплоцеха. В 1998 году предложили должность – начальника цеха обработки рыбы. На этой должности проработал 17 лет.
Работа рыбака тяжела из-за климатических условий. Принимать рыбу у рыбаков приходилось в Яптик Сале, а это 270 км от поселка, но чтобы добраться до пункта назначения приходилось по несколько дней ночевать в кабинах автомобилей, так как бураны и непроходимые дороги препятствовали быстрому продвижению. Холодно: спальня и столовая в кабине и несколько зимних месяцев в дороге и в пути. Так Ямал проверял нас на прочность, но он не пугал нас, а наоборот укреплял силу духа.
За время работы на Ямале, а это более 37 лет, я объехал почти весь полуостров, знаком с многими людьми, сильными, ответственными и влюбленными в свое дело.
Весной, начиная с марта, начиналась весенняя путина. Вот здесь приходилось работать почти круглосуточно. Чтобы подготовить и организовать работу, работали в 2 -3 смены. Ошибок и расхлябанности здесь не допускалось. Во время путины домом была работа. Путина заканчивалась в начале лета, затем тарили рыбу в мешки, грузили на суда и отправляли в Салехардский рыбокомбинат на переработку. И это почти до конца лета, отпуск приходилось откладывать на осень.
Мерзлотник, которым я руководил 17 лет, один из самых больших в мире вечномерзлотных холодильников, может вместить в себя около 2000 тонн мороженной рыбы Это сооружение не имеющее аналогов по своей емкости и оригинальности. За 3 года в вечной мерзлоте, равной по крепости скале, ссыльные и работники рыбозавода, пробили вместительную горизонтальную шахту при помощи ручного труда кирками и лопатами. На протяжении 10 лет строительство велось поэтапно, но в это же время мерзлотник использовался по своему прямому назначению - хранению рыбы. Функционирует мерзлотник 60 лет и ни разу не подвергался крупным перестройкам. С 2007 года находится под государственной охраной, а с апреля 2008 года ему присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Начиная с ноября, начинали готовить мерзлотник к приему рыбы. Мерзлотник вымораживается, открываются отдушины и входы. Это позволяет проморозить сооружение и в дальнейшем обеспечить сохранение средней температуры на уровне минус 12-14 градусов, даже летом. Одновременно мерзлотник «штукатурят»- удаляется скопившийся за сезон «куржак» и лед, а затем из смеси снега и воды штукатурятся стены и потолки. Ледяная шуба не оттаивает даже летом. 200 ледяных пещер, вырубленных в вечной мерзлоте, общей площадью 3200 кубометров- это тяжелый труд рабочих завода , спецпереселенцев и ссыльных.
Тот, кто хоть однажды увидел сказочную красоту мерзлотника, оставит ее в своей памяти навсегда.
На Севере я стал настоящим профессионалом. Ямал - это наша жизнь на грани возможного и не возможного, вера в светлые перспективы родного края.
Антонина Седова