18.05.2020
307

Леонтий Черепанов

 Леонтий Черепанов

Мы продолжаем публикации в рубрике приуроченной 75-летию Великой Победы. В этом материале жизнь и судьба Черепанова Леонтия Андреевича, землячества «Ямальский ветеран».

Черепанов Л.А..jpg

Родился я в 1927 году 13 сентября в деревне Кутькина (теперь село Южное) Ялуторовского района Тюменской области.

В 1936 году пошел учиться в первый класс и учился до марта 1943 года. Дело в том, что с началом Великой Отечественной войны на транссибирской железнодорожной магистрали началось строительство вторых путей. На участке от Свердловска до Омска работы вела строительная организация «Мосстрой - путь № 19» НКПС и мои родители устроились там работать в качестве чернорабочих. Когда в 1943 году работы были закончены и стройку отозвали для получения нового назначения ‑ все работающие оказались мобилизованными, и мы вынуждены были покинуть Ялуторовск.

В апреле 1943 года мы приехали в Тульскую область. Там я закончил 7-й класс и получил «Свидетельство об образовании», а в конце июня месяца мы уже прибыли на станцию «Чусовая» для строительства вторых путей от Перми до Нижнего Тагила. Там я сразу же поступил на работу в ремонтно-прокатную базу (РПБ)» Мосстрой - путь №19» учеником токаря по металлу.

Мы жили и работали в тяжелейших условиях того времени. Особенно приехавшие на новое место. Жили в 18-ти тонных вагонах - теплушках по 4 семьи. Отеплялись чугунной времянкой, на которую топливо никто не выделял. Питались по рейсовым карточкам, продукты с которых забирались на 10 и более дней вперёд. Я как ученик токаря, получал 150 рублей, мать, как охранник 101 рубль, а булка хлеба на рынке стоила 500 рублей. Отца поздней осенью этого же года все-таки призвали в армию, и до конца войны он был на фронте. У меня с матерью на иждивении было две малолетних сестрёнки. Наши механические мастерские были расположены в старом заброшенном ДЕПО без окон и дверей. Зимой, прежде чем начать работать сметали со станка снег и до получаса и более раскручивали станок, чтоб разогреть масло в коробке передач. Руки примерзали к измерительным инструментам. Работали по 12 часов. Я, как несовершеннолетний имел право работать по 6 часов, но, ни разу не воспользовался этим правом. Через 6 месяцев в конце декабря 1943 года я успешно сдал производственный экзамен и мне сразу присвоили 4-й разряд рабочей сетки. Работать я стал по нарядам и материальное положение несколько улучшилось.

В апреле 1944 года нашу стройку перевели на восстановление Орловско-Курской железнодорожной магистрали и разместили на станции имени Плеханова в шести км. от Тулы. Там я прошёл переэкзаменовку и получил 5-й разряд рабочей сетки токаря-универсала.

В июле 1944 года прошёл месячный сбор по освоению противотанкового ружья с отрывом от производства, но в армию не был призван, так как работал на железнодорожном транспорте. Во время сбора я поступил в комсомол и с той поры началась моя, в некоторой степени, общественная деятельность, сначала в художественной самодеятельности Дома культуры железнодорожников имени Плеханова. В августе 1945 года демобилизовался отец и предложил мне продолжить образование. В 1946 году я поступил в Тульский техникум железнодорожного транспорта, но закончить его не удалось. В апреле 1947 году я по семейным обстоятельствам уволился из техникума и уехал в Тюмень, в надежде устроиться на работу и перевезти мать с сёстрами ближе к родне. Но в силу сложности того времени мне это не удалось и я в мае месяце завербовался в бывший Пуйковский рыбзавод Ямальского района ЯНАО на рыбные промыслы.

Пройдя сквозь ад « чистилища земного», я в Горный Хаманел доставлен был

И бригадир, подумавши немного весельщиком меня определил.

А кромщик мужик был добродушный меня, измерив взглядом на вершки,

Расплылся вдруг улыбкою радушной, сказал «ништяк», не боги жгли горшки.

Давай иди в брандвахту пообедай, часок другой там можешь полежать

Потом ко мне вон в ту бударку следуй нам на замёт с закатом выезжать...

Так и началась моя новая жизнь рыбака - ямальца.

Мне исполнилось 92 года. Чувствую себя физически не плохо, работаю на даче. Учувствую в общественной жизни землячества «Ямальский ветеран», в котором состоял с первых дней образования.

                  Леонтий Андреевич Черепанов


Возврат к списку