Время работы:Пн-Пт 09-17
04.05.2020
281

Мария Алексеева

Мария Алексеева

юайт.jpg

Алексеева Мария Ивановна, 04 11. 1935 г.р.

«Когда началась война, мы жили в Воронежской области, в селе Лыково. Я очень хорошо помню, как вошли немцы в село, как собрали всех у сельсовета и прилюдно повесили директора школы и его жену.

Потом немецкие офицеры начали занимать понравившиеся им дома. У нас был хороший, добротный дом. К нам на постой тоже был определен офицер, я помню, как он обошел все комнаты и выбрал самую маленькую, там у мамы висели Иконы. Он встал на колени и стал молиться, молился он каждый день. Нам повезло, он был добрым и знал русский язык. А вот соседскую семью офицер выгнал в сарай и занял весь дом.

Помню как-то пришел наш немец и сказал: «Варвара Николаевна, предупредите односельчан, сегодня будет облава, молодежь готовят отправлять в Германию, на работы». Сказал и пошел молиться. А мы со старшей сестрой Раей, ей тогда было 15 лет, и мамой побежали по сельчанам. А вечером пришли «они», и стали спрашивать у мамы, где ее старшая дочь. Я помню, как немец кричал: «Где рыжая коса?». У Раи была шикарная рыжая коса. Мама молчала. Сестру мы спрятали в стоге сена. Когда немцы подошли к стогу, мама схватила меня за руку и сильно сжала: «Молчи». Я с ужасом смотрела, как фашисты штыками кололи стог, и мысленно говорила себе: «Молчи, молчи...». Немцы ушли, а мама боялась подойти к стогу, а потом тихо позвала сестру. Когда Рая вылезла, мама вскрикнула, на голове сестры была белая прядь волос. Я подскочила к ней и крепко обняла. Потом мы еще часто её прятали.

А потом в наших лесах появились партизаны. И у нас был очень ответственный момент, мы были связными с нашим отрядом. Помню, как нас пятерых, самому старшему 12 лет, первый раз отправляли на задание, мы должны были передать какие-то сведения, а еще в наших корзинках лежали теплые носки, которые односельчане вязали для партизан. Потом мы так же носили хлеб, который пекла моя мама и еще несколько женщин. Было страшно, но мы понимали, что взрослые на нас надеются.

Когда немцы отступали, наш офицер поднял меня на руки и сказал: «Ты очень храбрая девочка, у меня дома тоже дочка, которой 6 лет». И обратился к маме: «Варвара Николаевна, спасибо вам за всё и не судите строго». Он вышел, а мы с мамой еще долго стояли и смотрели ему в след. Тогда мама сказала: «И среди них есть люди». А потом пришли наши.

Немцы после себя оставили заминированные объекты и дороги. И вот однажды наш старший связной Сашка, которому было 12 лет, задел такую мину и ему оторвало кисти рук. Моя мама оказала первую помощь. Благодаря этому Сашка остался жить. Я встретила его спустя 60 лет, и он с искренней благодарностью вспоминал о пережитом.

И вот она долгожданная Победа. Все село ликовало, люди бегали, обнимали друг друга, плакали смеялись одновременно. Заиграли гармошки, которых мы так долго не слышали.

Наступил голод и в 1947 году, мы переехали в город Фрунзе, Киргизской ССР. А я, очень часто вспоминаю глаза того немецкого офицера, и только став взрослой я поняла, сколько жизней наших односельчан он тогда спас. Я думаю, что он догадывался, что мама была главной связной с нашим партизанским отрядом».

   Из воспоминаний моей мамы – Алексеевой Марии Ивановны, 04 11. 1935 г.р.

                                                                Галина Мерлушкина

 


Возврат к списку