Время работы:Пн-Пт 09-17
10.02.2021
234

Небо его мечты

Еще в юности, будучи подростком, Стёпа Плесовских мечтал о небе. Поэтому после службы армии в 1971 году, он без раздумий, поступает в Омское лётно-техническое училище. В 1974 году успешно закончил обучение и был направлен в Мыс Каменскую авиаэскадрилью.

70-80-е годы были периодом расцвета Мыса Каменного, благодаря крупномасштабной разведке и освоению нефтяных и газовых месторождений Ямала геологами. Ну, и главными их помощниками были, конечно, авиаторы.

В те годы здесь трудились настоящие романтики, приезжающие сюда люди искренне восхищались тем, что на Севере может возникнуть поселок, приближенный к городской цивилизации. Аэропорт стал для них родным домом, сильны были здесь и традиции, заложенные когда-то летчиками Полярной авиации. Вот так, 21 октября 1974г., молодой пилот Ан-2 Степан Михайлович Плесовских оказался на Севере.

Оформился в общежитие, получил рабочую одежду, занялся изучением руководящих документов. Его первый полёт, в районе аэродрома, состоялся 15 ноября с командиром самолёта Сергеем Уткиным и проверяющим Дмитрием Линьковым, а на следующий день, в том же составе, вылетели по северным точкам - всего 5 часов, 35 минут. После окончания работы, выходя из самолёта, командир сказал: «Стёпа, полетное задание оформляй сам». Пришлось попыхтеть, но на утро работу приняли.

В декабре было всего 8 летных дней, да и то для летчиков с допуском 100 на 1000, поэтому в основном занимались учебой. С начала 1975г. начал выполнять полёты с командиром Альбертом Арутюновым. 14 февраля на Ан-2 04341 вылетели по маршруту: Мыс Каменный, Н-Порт, Яр-Сале, Салехард, но уже на седьмой минуте полета стали заваливаться авиагоризонты, отказало радиооборудование, самолет полностью был обесточен, картушка Ки-13 вращалась и никак не могла остановиться. В этой ситуации Степан воспользовался обычным туристическим компасом, который случайно оказался у него в кармане. Определили обратный курс, и командир успешно посадил самолет в аэропорту вылета. Так в трудовой Степана Михайловича появилась первая благодарность - «За грамотные действия в составе экипажа предотвратившие летное происшествие», затем их будет еще не один десяток.

С каждым годом росло мастерство, Степан набирался опыта и в марте 1977 г. он уже командир Ан-2. После образования ЯНПО, часть самолетов была приписана Салехарду, поэтому в феврале 1979г., восемь пилотов Ан-2 вместе с ним отправили переучиваться на Ми-8. Когда вернулись в Каменный, оказалось, что командиров Ми-8 для новых «вторых» - недостаточно, поэтому Плесовских была предложена должность командира эскадрильи

Ан-2. Однако, в январе 1984г. по семейным обстоятельствам (ребенку требовался более мягкий климат) переводится сначала в Надым, а в мае 1985г. уже Урайский авиаотряд, где работает на Ми-8, обслуживая газодобытчиков и нефтяников. С 2002 в компании «ЮТэйр», где работа была связана с командировками. Наиболее сложной стала работа в Африке, в Кот-д’Ивуар с 2005 по 2008 годы, в общем 24 месяца. Осуществляли полеты в зоне конфликта, вели разведку, облет линии разграничения между повстанцами и правительственными войсками с представителями ООН. Эта страна с экваториальным, тропическим климатом и высокой влажностью, более 2500 мм в год выпадает осадков, что конечно сказывалось на работе, как людей, так и техники. В первой командировке, во время взлета с полной загрузкой, на высоте нескольких метров упали обороты одного из двигателей, только благодаря профессионализму экипажа удалось удержать машину и не завалить ее на бок. Случались также отказы авиационного и радиоэлектронного оборудования. Во время беспорядков в стране пришлось две недели находиться в лагере, под защитой миротворцев. Серьезную угрозу для здоровья представляла малярия. Пришлось пережить высокую температуру, озноб, ломоту в суставах, головную боль, но, слава богу, организм справлялся. После Африки, он пилот-инструктор Ми-8 в Мысе Каменном, где проводил многочисленные тренировки по повышению минимума, передавал свой опыт молодым летчикам.

В 2013 году вышел на пенсию. Десять лет на Ан-2, двадцать восемь на «восьмерке», всего 17 тысяч летных часов. Но и сейчас Степан Михайлович помнит о каждом своем вылете, о друзьях, с которыми когда-то покоряли небо, ведь экипаж – это одна семья, где от каждого зависит успешность работы.

В настоящее время Степан Михайлович живёт в Тюмени. Построил дом, посадил сад, у него двое детей и пять внуков, которые любят своего деда и радуют его.                                                      

Член ТООО «Ямальский ветеран» Владимир Греб.

 

Возврат к списку