Время работы:Пн-Пт 09-17
06.09.2015
307

Сабетта - форпост Арктики

Сабетта нас встретила пронизывающим холодным ветром, но теплым и радушным приёмом  сотрудников «Ямал СПГ». Нас, ветеранов, сразу поразили масштабы этой удивительной стройки, начиная с аэропорта.

 

 

Встречающие нас сотрудники провели небольшой инструктаж, рассказали про самую северную международную  воздушную гавань первой категории, имеющую очень важное значение не только для ЯНАО, но и для всей страны.

 

 

Учитывая активное освоение Арктики, аэропорт Сабетта может быть широко использован и в обслуживании перевозок пассажиров и грузов в этом труднодоступном регионе.  После осмотра здания аэропорта нас пригласили в автобусы и предложили ознакомиться с проектом Ямал СГП, реализуемом компанией "НОВАТЭК" в партнёрстве с французским концерном ТОТАL и китайской нефтяной корпорацией.

 

 

Масштабы этой грандиозной стройки поражают воображение. Сейчас в Сабетте проживает более 11 тысяч человек. В основном рабочий посёлок, это -  рабочие и  инженерно- технический персонал, состоит из общежитий  и административных сооружений модульного типа.

 

 

Поселок яркий, красочный и компактный. Всюду чувствуется идеальный порядок и чистота. Труд оплачивается достойно, но требования к качеству и дисциплина соответствующие. Условия проживания отменные. ИТР проживают по одному-два человека в комнате с удобствами. Рабочие - по четыре человека. Всюду уют и чистота. Фото-5  Между домами территория засеяна газонной травой. Чувствуется продуманность и забота об экологии. Спортивный зал внушительных размеров, оборудован тренажерами и матами, а раздевалки душевыми. График работы спортзала довольно загружен и видно, что администрация заботится о физической культуре работающих. 

 

 

И вот мы снова в автобусах. Дороги между кустами (кустовой метод организации месторождения) выполнены капитально, из дорожных плит. Протяженность дорог более ста километров. Впереди Обская губа, а в акватории морского порта более десятка ждущих разгрузки кораблей.  

 

 

Морской порт в этих широтах, это фантастика. На верфях, уходящих далеко в губу, вовсю идут строительные работы, монтируются погрузо-разгрузочные терминалы. Порт ощетинился портовыми кранами. Чего только стоит портовый кран «LIEBHERR» грузоподъёмностью до 550 тон. Под разгрузкой стоят «Иван Папанин», «Амстердам», «Трувор» и еще на рейде с десяток кораблей. 

 

 

Глубина причальной стенки до 17 метров, что позволяет принимать и загружать океанские танкера по трём технологическим линиям, каждая по 5,5 млн. тонн. Сейчас порт Сабетта, в круглосуточном режиме, принимает технологические и строительные грузы. Основные работы завершатся в 2017 году. Рядом с морским портом подготовлена площадка внушительных размеров, под завод СПГ и газового конденсата. 

 

 

В 1974 году наш геофизический отряд СП-23 работал в этом районе на Южно-Тамбейской площади. Это равнинная часть полуострова, и не сразу заметишь, где ты находишься, на суше или уже в губе. Это можно определить только по торосам. Мы даже не предполагали, что здесь может быть что-то подобное. Откровенно говоря, я горжусь, что принимал участие в открытии Южно-Тамбейского месторождения и причастен к Арктической эпопее!

 

Потрясённые увиденным, мы едем к, скажем прямо, уникальным сооружениям.

 

 

Четыре резервуара СПГ полной герметизации по 160 тысяч м. куб. Первый резервуар уже испытан под рабочим давлением, на очереди еще два.

 

 

Четвёртый – в начальной стадии строительства. Подобные резервуары есть в Голландии, но меньших размеров. Эти резервуары, чем уникальны, они построены в глубоком заполярье с очень трудным мерзлотным грунтом. Такой технологии нет нигде.

 

 

Снаружи они огромны. Высота стенки 41 метр, а в центре 52 метра. Диаметр 77 метров. Толщина стен из армированного бетона 0,8 метра. Вся эта махина стоит на сваях с особой технологией контроля термостабилизации каждой сваи.  Когда мы увидели это великолепие из нутрии, дух захватило.

 

 

Просто не хватило слов выразить удивление, восхищение и восторг. Наши девчонки из хора «Ямалочка»  даже спели песню из своего репертуара.

 

 

Эхо, незамедлив, откликнулось благодарными овациями.

 

Что бы это всё строилось, крутилось и жило – нужна энергия. Автобусы подвезли нас к не менее грандиозному сооружению – строящейся электростанции  мощностью 376 МВт.

 

 

И что интересно, что здесь будет построен с начала завод, где будут изготавливать  детали завода для сжижения газа. Это производство в производстве. Это выгодней, чем доставлять детали для постройки завода морским путём. Первые детали для завода уже ждут разгрузки на рейде Сабетты. Пришло время обеда и нас повезли опять в рабочий посёлок.

 

 

Огромный зал столовой, где одновременно может кушать 300 человек, встретил нас сытным и вкусным обедом.

 

 

После обеда нас снова встретил аэропорт. Делясь впечатлениями и искренне поблагодарив администрацию в лице генерального директора Е.А.Кота и заместителя генерального директора В.И. Воронкина за удивительную экскурсию и в прошлое, и в настоящее, и в будущее, самолёт взмыл нас в облака, оставив в наших сердцах тоскливо-сладостные воспоминания о любимом крае. А главное нам пообещали повторить такую же экскурсию к пуску Ямал СПГ. 

 

 

 

 

Коллектив ТООО «Ямальский ветеран»  сердечно поздравляет всех  ветеранов Ямальского района, а так же всех тружеников и жителей Ямала с  85-летним юбилеем образования Ямальского района. Уверены, что этот юбилей станет знаковым событием и новой отправной точкой в современном развитии родного Ямала. Для нас, ветеранов, это приглашение на Сабетту стало незабываемым событием и оставило много радостных воспоминаний и чувство глубокой благодарности.

 

 

Член Совета ТООО  «Ямальский ветеран»   Евгений Кумалагов

 

 

 

Возврат к списку