Мы продолжаем публикации в рубрике приуроченной 90-летию Ямало-Ненецкого автономного округа. В этом материале жизнь и судьба Татьяны Панфиловой из Красноселькупского землячества.
Красноселькуп - наш край, наш дом. Здесь люди добрые кругом.
Панфилова Татьяна с мужем в 1977 году решили покорять Север. Путь до Красноселькупа был нелегкий, самолетом до Тарко-Сале, а дальше на Ан-2. Самое интересное, что вылетал этот самолет, только если пассажиров будет не меньше десяти человек. Им не повезло, так как ждать пришлось целую неделю, ютились в аэропорту. Это был первый полет самолетом в ее жизни. Из иллюминатора было захватывающее зрелище: кругом вода и маленькие островки уже осеннего леса, хотя по календарю только конец августа. Село Красноселькуп оказалось грязным и маленьким. В то время в селе было четыре машины и два трактора и больше никакой техники. Электричество в жилые дома давали с 12 часов ночи и до 6 часов утра. Больше всего ее удивило, что дома никогда не закрывались на замок (замком служила любая щепка, вставленная в щеколду). Их встретили добрые и отзывчивые люди, не успели войти в квартиру, как соседи принесли: кто рыбу, кто мясо, а ведь этих людей они видели в первый раз. Её это и удивило, и обрадовало одновременно, сразу стало как-то тепло. Всех селькупчан отличают особое радушие, открытость души, приветливость. Они всегда готовы прийти на помощь даже совершенно незнакомым людям. Просто так принято, это в порядке вещей.
И вот первый рабочий день в должности счетовода Красноселькупского райкома партии. Чистенькое здание, печное отопление, но самое главное - небольшой и дружный коллектив, каждый подошел и спросил, нужна ли какая-то помощь. Первое время было трудно, холод страшенный, вода привозная, печь, которую надо топить дровами, летом тучи комаров и мошки, но всё равно, уезжая в отпуск на «большую землю», с нетерпением ждали возвращения домой в Красноселькуп. В непростые для всей страны годы перестройки райком был закрыт, пришлось сменить работу. Новым коллективом стали работники Красноселькупского филиала Запсибкомбанка, но и в этом коллективе отношение были доброжелательными, внимательными. Это были трудные времена: мужу-водителю зарплату не выдавали месяцами, дочь училась в Тюменском государственном университете. Нужно оплачивать учебу и хоть какую-то сумму отправлять на питание, жили на одну Татьянину зарплату. Даже в самые сложные времена, когда порой трудно приходилось и не очень ясно просматривались перспективы завтрашнего дня, ни у кого из них не было ни растерянности, ни страха. И когда горе постучалось в ее дверь - умер муж - она не осталась с этим горем одна. В Красноселькупе у людей издавна было заведено делить на всех и горе, и радости. Это ещё один неписанный закон Севера - не оставлять человека в беде, помочь ему, чем только можно. Проработав 35 лет в Красноселькупе и выйдя на пенсию, она переехала в Тюмень. Но там все еще живет ее сестра, и когда Татьяна звонит ей, обязательно спрашивает о знакомых, все еще живущих там. Татьяна, даже переехав в Тюмень, не теряет друзей селькупчан из вида, перезванивается, ходит в гости, встречается на общих мероприятиях, которые организует Красноселькупское землячество.
Татьяна благодарна Красноселькупу и судьбе, которая свела ее с Ямалом. Может быть, она и поменяла бы что-либо в своей жизни, но только не годы жизни в Красноселькупе - это самое ценное.
Лидия Хомякова