17.06.2020
208

Соединила их война

В год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, 90-летия со дня образования ЯНАО и Ямальского район, хотел бы рассказать о своих родителях-учителях, которые отдали Северу лучшие годы своей жизни.  Многие ямальцы с теплотой вспоминают моих родителей, которые работали в школах  посёлков Салемал и Сёяха. Мой отец, Зайцев Степан Иванович, родился 26 ноября 1918 года, в 1939 году был призван в РККА и 22 июня 1941 года, окончил лейтенантом Одесское пехотное училище.  Его направили командиром взвода в ст. Саратовскую, Краснодарского края, где формировалась 347-я Краснознамённая Ордена Суворова II степени Мелитопольская стрелковая дивизия.   

Во время войны отец был трижды ранен. Одно время командовал  штрафной ротой. Награждён орденами: Отечественной Войны I степени, «Красной Звезды»; медалями: «За оборону Кавказа», «За Победу над Германией» и другими. 

Очень интересный случай рассказал мне отец.  В 1944 году, когда он командовал отдельной штрафной ротой и освобождал Керченский полуостров, однажды, перед  трудным боем, ему приснился сон: «Он идёт в прекрасном саду, где растут большие яблоки, но какая-то сила не даёт ему их сорвать и вдруг на встречу идёт старушка и спрашивает отца: «Что, яблока хочешь?». Отец ответил утвердительно, она из-за спины протянула ему руку с яблоком. Отец хотел взять, но старушка вдруг убрала яблоко и сказала: «Тебе ещё рано, но я приду ещё раз». Когда папа проснулся, пожилые солдаты его роты сказали ему, что он будет тяжело ранен, но домой вернётся живым! В этом бою он был очень тяжело ранен, даже похоронка ушла домой, но остался живой. 

16 сентября 1941 года женился на моей маме - Горенко Ольге Ивановне, с которой прожил более 50 лет. Мама родилась 2 мая 1921 года в станице Саратовской. Она окончила Краснодарский культурно-просветительский техникум по специальности библиотекарь. Маму, как жену офицера, отправили в эвакуацию в г. Буйнакск, где в 1943 году и родился мой старший брат Валерий. Отец был первый раз ранен в декабре 1941 года и до февраля 1942 года находился в госпитале г. Краснодар, где  мама его навещала. Он дожил до 4 января  1995 года, похоронен в станице Саратовской, а через 10 лет, в 2005 году умерла и мама. Я верю, что и на том свете их души вместе.

Отец стал учителем немецкого языка, благодаря одному случаю. Во время освобождения Керченского полуострова, а затем и Крыма, однажды он проверял позиции своей роты. Было уже темно, а немецкие окопы находились недалеко от наших позиций. Вся территория его роты проходила через овраги, ерики и прочие ручейки. Отец в темноте подошёл к какому-то блиндажу и вдруг услышал немецкую речь, он понял, что заблудился и начал движение назад, по тому пути, по которому шёл к этому блиндажу. После этого случая он стал изучать немецкий язык, а после войны окончил учительский институт и стал учителем немецкого языка.

После войны работал учителем немецкого языка на Кубани. Много лет проработал в станице Ново-Дмитриевской, в школе №36. Имеется фотолетопись того периода жизни. Именно там был создан потрясающий коллектив учителей, единомышленников и соратников, об этом с любовью вспоминают бывшие ученики этой школы.  С 1965 года жил и работал в школах Ямальского района, ЯНАО, учителем, заведующим интернатом при школе в п. Салемал и директором школы в п. Сё-Яха. До конца жизни вёл большую общественную и патриотическую работу. Ученики и просто знакомые моего отца до сих пор вспоминают его с большой теплотой. Хотелось бы отметить такой штрих в биографии отца, он очень любил рыбалку. И когда приехал в Ямальский район, то был первым кто в п. Салемал, а потом в п. Сё-Яха начал ловить нельм на спиннинг. Очень интересный факт памяти о моём отце, который зафиксирован в Истории Ямала, том II "Ямал современный" [Екатеринбург 2010. С. 249]. В 2000 году ко мне в музей пришёл Вануйто Василий, который рассказал, что в районе реки Ер Хасуй Яха он нашел ящик с патронами, и на ящике как будто читалась надпись на немецком языке, предположительно "Нюрнберг". Я спросил его, откуда он знает немецкий язык, на что он ответил, что он был учеником моего отца, поэтому имел возможность определить язык маркировочной надписи.  Мою маму тоже помнят на Ямале.  В 90- годы я работал начальником Районного управления образования Ямальского района. Однажды ко мне на приём пришла женщина коренной национальности и сказала следующее: "Вы меня не помните, так  как я училась в начальной школе, а вы заканчивали 10-й класс. Хочу выразить слова благодарности вашей маме Ольги Ивановне, которая у нас была воспитателем в Салемальском интернате, она для нас была второй мамой, выразить благодарность вашему отцу, Степану Ивановичу, и вашему брату Валерию Степановичу, за тот труд и любовь, которым они нас окружали". У меня эти слова вызвали слёзы, я понял, что мои родители и мой брат не зря прожили на этом свете. Мама была ещё жива, и я передал по телефону эти слова.  Уже живя на Кубани, мои родители очень тосковали о Ямале. Отец вёл большую переписку с учениками и друзьями с Ямальского района, я ему постоянно высылал районную газету "Правда тундры", к ним в гости приезжали бывшие ученики с посёлков Салемал и Сё-Яха.

                                Геннадий Зайцев, ветеран ЯНАО. к.и.н.,

                                 член Совета ТООО "Ямальский ветеран"

 

Возврат к списку