Мы продолжаем публикации в рубрике приуроченной 90-летию Ямало-Ненецкого автономного округа. В этом материале жизнь и судьба Степана Плесовских, землячества ««Ямальский ветеран"»
В стране пирамид
Стреляют здесь не для острастки, гремит военная гроза,
Из-под арабской желтой каски синеют русские глаза…
В. Головин
В те далекие школьные годы, когда мы по учебнику истории «проходили» Египет, наш земляк, Степан Плесовских, даже не допускал мысли, что когда-нибудь в своей жизни попадет в эту экзотическую страну знаменитых египетских пирамид и величавого Нила.
В 1969 году его призвали в армию - сержантскую школу в г. Электросталь. После ее окончания направили на службу в г. Горький, 250 отдельный радиотехнический центр специального назначения, где продолжились усиленные практические занятия и тренировки, их целенаправленно готовили для работы в реальных боевых условиях.
Тогда конец 60-х годов характеризовался силовым противостоянием Израиля и Египта. Израильтяне, к тому времени, полностью отказались от сотрудничества с Советским Союзом, и перешли «под крыло» США. Арабы в частности Египет, наоборот, стали развивать отношения с СССР. Вот поэтому и было решено помочь «братскому египетскому народу». Операция получила кодовое название «Кавказ» и была засекречена.
250 ОРТЦ «спецназ», где служил Степан, погрузили в эшелоны и перебросили в Феодосию, думали, что это новое место службы. А 16 марта 1970 года всех переодели в гражданскую одежду, погрузили на сухогруз «Георгий Чичерин» с боевой техникой, оружием, боеприпасами и всем необходимым для жизни. Документы, фотографии забрали, все стали просто членами профсоюза. Никто из личного состава не знал, куда и на какое время отправляются «подготовленные подразделения», но прошел слух, что везут в «теплую страну».
Разместили всех в трюме, где заранее были установлены 3-х ярусные нары. На палубу подниматься было запрещено, разрешалось только в туалет, и только по 5 человек и не более 5 минут. Кормили два раза в день, чтобы реже поднимались наверх. Хорошо еще, что не было жары. И вот – Александрия! Вышли на берег - солнце светит, чайки кричат, море ярко голубое, благодать!
Здесь снова переодели, уже в одинаковую арабскую военную форму, без знаков различия, выдали личное оружие. Ночью, соблюдая светомаскировку, совершили марш бросок до Каира, а дальше на позиции. Вот так, младший сержант Степан Михайлович Плесовских, начальник радиорелейной станции Р-405, оказался в Египте для выполнения интернационального долга.
Конечно, израильская разведка знала о передвижениях советских войск, что подтверждали радиопередачи из Израиля на русском языке, предназначенные для наших солдат. Поэтому, чтобы не раскрыть себя, передачи на русском языке были запрещены и надобность в Р-405-й отпала. Степан вместе со своим расчетом занялся обустройством командного пункта, строили бунгало для отдыха солдат, несли караульную службу.
Египтян особенно беспокоила израильская авиация и управляемые ракеты «Хок». Однако, их пеленгование и обнаружение, практически, было невозможным, определяли только азимут, с помощь единственной станции РПС-5. После поступления в Центр РПС-5м, сформировали еще один расчет под командованием Плесовских. Изучали и осваивали аппаратуру на ходу, так он оказался в группе радиотехнической разведки. Использование двух пеленгаторов позволяло теперь определять точку «засечки» - место расположения воздушной цели. Работая в «спарке», совершили поездки на Суэцкий канал, Порт-Фаут, Порт-Саид, Исмаилия, Суэц, Суэцкий залив Красного моря, в район Горьких озер у г. Файд - вплоть до отъезда в Союз.
Тяжело было, донимали миллионы комаров, мухи лезли в рот, нос, глаза, но особенно «злыми» были песчаные блохи, скорпионы и фаланги. Одежда буквально прилипала от пота к телу. В приёмных кунгах стояла жара, от солнца они накалялись, вентиляторы охлаждения аппаратуры гнали горячий воздух, приходилось «нарушать форму одежды». Пятидесятиградусная жара в ночное время сменялась прохладой, поэтому спали возле станции на брезенте, кусках фанеры.
Еды хватало, но во время боевых выездов приходилось готовить пищу самостоятельно. Выдавали сухой паек, небольшое количество различных овощей и фруктов, мясо кур, иногда удавалось добыть на месте мясо животных. Воду привозили.
Перед отправкой домой побывали на экскурсии в Гизе, где повидали знаменитую пирамиду Хеопса. Затем погрузились на борт лайнера «Иван Франко», каюта на 2 человека, мягкие кровати, душ с морской и пресной водой, питались в ресторане. Тишь и благодать, спи, сколько хочешь, гуляй по палубе и ни о чем не думай, кроме дома. И вот на горизонте показалась родная земля - Севастополь!
11 марта лайнер причалил к Графской пристани. Думали, что бойцов выполнивших интернациональный долг, будут встречать с оркестром и цветами. Но встретили пограничники с собаками, быстренько погрузили в крытые грузовики и отвезли в казармы на пятидневный карантин. Все дали подписку о неразглашении этой «секретной» войны. У казарм поставили часовых, чтобы никого не впускать и не выпускать. Но радость возвращения не мог огорчить даже такой прохладный прием. Когда карантин закончился, Степана Михайловича отправили дослуживать в Херсон. 17 мая он демобилизовался.
На гражданке он реализовал свою мечту. После окончания летного училища в Омске, направляется в Мыс Каменскую авиаэскадрилью, вторым пилотом, там же становиться командиром Ан-2, командиром эскадрильи, переучился на вертолет Ми-8.
Работал в Надымском и Урайском авиаотрядах, в начале 2000-х двадцать один месяц отработал в Африке, по линии ООН. До выхода на пенсию, работал пилотом-инструктором Ми-8 в «Ютэр», дал путёвку в небо не одному десятку молодых пилотов.
Есть такая категория людей, которые не часто рассказывают о своем прошлом. К их числу относится Степан Плесовских. Этот человек, который не раз оказывался в трудной ситуации. Проверкой на прочность послужило его участие в боевых действиях в Египте. Долгие годы об этой операции практически ничего не было известно. Но время шло, СССР исчез с политической карты мира. Подходы к оценке тех или иных политических событий стали меняться, в “Красной Звезде” и в других изданиях появились воспоминания, участвовавших в ближневосточных событиях. Тогда же в Москве был создан Совет ветеранов войны в Египте. С 1989 года участники этой «секретной» войны получили удостоверения «Участников боевых действий». Но поправки в военный билет Степана, военный комиссариат г. Урая внес только в 2001 году, где сейчас есть запись: «С 17.03.1970 по 8.03.1971 гг. находился в спецкомандировке в Арабской республике Египет и принимал участие в боевых действиях».
Его сила воли, смекалка, профессиональные качества, помогли ему стать первоклассным пилотом, 38 лет летной безаварийной работы. В настоящее время, будучи на пенсии, он чувствует себя довольно-таки бодро, у него двое детей, пять внуков, он готов принимать все радости жизни.
Владимир Греб