Валентину Федорову было три года, когда закончилось его детство. И началась борьба за жизнь. Редкий человек помнит события, происходившие с ним в ясельную пору. Валентин Сергеевич ничего не забыл. Война, блокада, эвакуация оставили в памяти глубокие зарубки. К своим трем годам Валя уже знал цену крохотному кусочку черного хлеба. Сто пятьдесят граммов на человека в день. И длинная очередь, состоящая в основном из ребятишек (родители с утра до позднего вечера на работе), зажимающих в кулачках хлебные карточки.
Люди еле двигались. Пили и пили воду, чтобы заглушить голод. Прямо на улицах лежали умершие. У тех, кто еще оставался в живых, не было сил убирать покойных.
От голода люди спасались огородами. Даже в самом Ленинграде все скверы и парки были распаханы под посадки. А дети из леса не вылезали, собирали грибы и ягоды.
Глубокой осенью 1942-го Валентин с матерью и сестрой отправились в эвакуацию. Выезжали из осажденного города на катерах по Ладоге. Эти воспоминания врезались в память до мелочей. Небо низко-низко, тучи свинцовые, сильный ветер. Заштормило. Маленький Валя с пятилетней сестрой прижались к маме. Рядом мужчина с котелком лапши, его тошнит от страха и качки, но он продолжает есть. Вдруг как черные осы закружили «мессершмиты», и два катера ушли под воду.
Дорога не давала им передышки. Эвакуированных пересадили в «столыпинские» вагоны, в которых раньше перевозили заключенных, и отправили в сторону Ярославля. Состав попал под бомбежку, оставшиеся в живых пошли пешком. Сестренка была совсем слаба, и мама несла ее за плечами в дырявом мешке. Сколько пройдено: Тверская, Тамбовская, Саратовская области. Скитались по разным деревням, просились на постой. Люди помогали, хотя самим есть было нечего. Всю траву съели от голода, коров в деревнях кормили полынью. До сих пор Валентин Сергеевич помнит вкус этого горького молока.
После освобождения Ленинграда, вернуться в город разрешили только взрослым. Дети должны были оставаться в эвакуации до тех пор, пока разгромленная фашистами Северная столица хотя бы частично не восстановится.
После службы в армии Валентин Федоров поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт. Со студенческим отрядом впервые попал в Салехард, куда вернулся после получения диплома вместе с женой. В общей сложности Валентин Федоров отдал Северу 30 с лишним лет.
Елена Фомакина